Главная / Наука и здоровье / Древнейшее слабительное заинтересовало современных ученых

Древнейшее слабительное заинтересовало современных ученых

Касторовое масло известно как эффективное слабительное, однако в древние времена беременные женщины использовали его также для стимуляции родов. И только теперь ученым Института Макса Планка посчастливилось разгадать тайны механизма действия масла. По всей видимости, все заключается в рецепторе ЕР3 простагландина Е, находящемся в кишечнике и матке. Он активируется ингредиентом, входящим в состав масла.

Откуда родом древняя касторка
Масло, полученное из семян растения, под названием «клещевина», является одним из старейших препаратов, известных человечеству. Самое раннее упоминание о масле, как о слабительном средстве, можно найти в древнеегипетских папирусных свитках, написанных 3500 лет назад. Касторовое масло использовалось в медицинских целях также в Греции и Риме. И многие века оно служило для стимуляции родов. Тем не менее, несмотря на активное применение масла в традиционной медицине и народными лекарями, до сих пор не ясно, как на самом деле работают его слабительные и стимулирующие роды свойства.

Ученые, работающие в Институте Макса Планка в Бад-Наухайм со Стефаном Оффернамсом и Сорин Тунару, недавно разгадали древнюю загадку: «Много лет считалось, что слабительный эффект вызывается определенным веществом, рицинолевой кислотой, выделяемой из масла в кишечнике. Однако до сих пор считалось, что действие кислоты обусловлено местным раздражением слизистой оболочки кишечника. Сейчас мы можем показать, что это действительно фармакологическое воздействие», — заявил Сорин Тунару, возглавивший исследовательский проект.

Над чем работали ученые
Объектом исследования департамента Стефана Оффернамса стали так называемые рецепторы, сопряжённые с G-белком, это большая группа рецепторов в организме, участвующих, главным образом, в передаче сигналов в клетках. Сначала Сорин Тунару, проводя эксперимент с рицинолевой кислотой на разных клеточных культурах, обнаружил ряд свойств, характерных для этих рецепторов. Далее исследователи в Бад-Наухайме провели более детальный эксперимент. Сотни рецепторов поочередно блокировались, после чего тестировалась реакция клеток на рицинолевую кислоту. В итоге, удалось определить ключевой рецептор – ЕР3 – рецептор простагландина.

«Эксперименты с мышами, у которых этот рецептор простагландина предварительно был специально блокирован с помощью генетической операции, представили убедительные доказательства», — говорит Сорин Тунару. «В отличие от генетически неизмененных особей, мыши без рецептора ЕР3 после того, как им давали касторовое масло или даже просто рицинолевую кислоту, не проявляли повышенной дефекации». И у беременных особей не обнаруживалось повышения родовой деятельности. Это показывает, что в обоих случаях за все отвечает ЕР3 рецептор.

Исходя из этого, ученые заключили, что организм усваивает рицинолевую кислоту через слизистую кишечника; рецептор ЕР3 простагландина активируется в мышечных клетках, которые стимулируют работу кишечника и роды.

zonakrasoty.ru