Путешественники выкупили у «Натали Турс» порядка 10 тыс. туров, которые начинаются до 1 октября. Начало компенсационных выплат невозможно, для этого компании необходимо заявить о прекращении своей деятельности, что не намерен делать глава туроператора. Владимир Воробьев заявил, что постарается выплатить долги самостоятельно.
Следует уточнить, что для выплаты компенсаций «Натали Турс» придется использовать фингарантии. Речь о 150,5 млн руб., которые хранятся на счетах трех страховых компаний, а также о 5,9 млн руб., аккумулированных в фонде персональной ответственности. А чтобы покрыть все издержки, требуется, на секундочку, почти 950 млн руб. ($15 млн по курсу ЦБ РФ на 6 июля). Так почему же компания не объявляет себя банкротом, если денег покрыть долги у нее нет? Все просто. Рынок может этого не пережить.
Оказывается, прекращение деятельности одной фирмы способно обрушить других туроператоров. Цепная реакция возможна, как бы ни пытались нас в этом переубедить руководители отрасли.
Страна должна знать своих антигероев в лицо. Владимир Воробьев, глава туроператора «Натали Турс». Фото: tourinfo.ru
Всю отрасль будоражит именно тот факт, что «Натали Турс» не признает себя банкротом. Надо отметить, что оператор является консолидатором чартерных рейсов, которыми летают туристы других фирм. Поясним: как правило, чартерные рейсы выполняются на условиях договора между заказчиком в лице туроператора и авиакомпанией. Консолидатором такого рейса может быть туркомпания, забронировавшая целиком самолет и отправившая его в нужном направлении. В свою очередь у консолидатора, в нашем случае у «Натали Турс», выкупали кресла для своих туристов другие туроператоры. Причем с громкими именами и хорошей репутацией.
Таким образом, вопрос: «А ты на чем сидишь?» — в настоящее время актуален и для участников туристического рынка, и обычных путешественников. А речь вот о чем. Допустим, консолидатор отменяет все рейсы, кроме одного — раз в неделю. Мест на всех желающих просто не хватит. Туроператорам, которые «сидят» на рейсах консолидатора в лице «Натали Турс», придется распределять своих туристов по рейсам других консолидаторов и авиаперевозчиков. А это и деньги, и время. В конечном счете пострадают все участники этого процесса, начиная от самих фирм и заканчивая туристами.
Профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь напомнила о таком случае: «Натали Турс» работает очень давно. В 1990-е годы представители компании сажали туристов на рейсы под прикрытием ОМОНа, так как два рейса были проданы двум разным туроператорам. Была война за места на рейсах».
По ее мнению, отрасль движется в совершенно непонятном направлении, и все из-за отсутствия необходимых рычагов государственного урегулирования.
Что же произойдет с компаниями, которые «сидят» на рейсах «Натали Турс»? Люди просто уйдут в кредиты. «Например, женщине пришлось продать трехкомнатную квартиру, машину, дачу и все остальное, чтобы отдать деньги и не «сесть» после краха одного из туроператоров», — рассказала «МК» Дехтярь.
К слову, 199 компаний до 15 июля должны подтвердить свою финансовую дееспособность, чтобы войти в официальный реестр туроператоров — это, соответственно, разрешение на право деятельности. Не попав в него, их работа будет вне правового поля. Кто останется на плаву — неизвестно.
Что же делать тем, кто хочет отдохнуть? Бронировать всё самим. А лететь можно, выходит, только на «регулярке», которая дорогая. Другой выход: сидеть дома или на даче. С учетом нашей погоды, накинув на плечи куртку и раскачиваясь в гамаке, любоваться российской природой.
Так что приготовимся к худшему: на чартерных рейсах «Натали Турс» «сидят» крупные туроператоры, отдых клиентов которых сейчас под большим вопросом.
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.